Читатели нашей газеты, наверняка, помнят рассказы, очерки, репортажи, интервью Олега Вадимовича Назарова, который работал корреспондентом с самого начала основания «Шуйского времени». Для коллектива редакции уход Олега Вадимовича до сих пор является невосполнимой утратой. 30 ноября ему исполнился бы 71 год.

Олег Вадимович был не только «мастером слова», среди его друзей было очень много творческих людей – художников, писателей, поэтов. Возможно, это повлияло на создание большого труда, детища Олега Назарова – литературно-художественного альманаха «Околица», в котором были объединены поэзия и проза, художественное творчество и изобразительное искусство.
Близким другом семьи Назаровых был шуйский художник Борис Дороганов, который прославлял Шую в своих картинах.
В память о наших земляках, которые много сделали для развития культуры в любимом городе, публикуем историю их дружбы и знакомства, написанную вдовой Олега Вадимовича Назарова.
Далеко не все сейчас и вспомнят, что базовое образование Олега Вадимовича Назарова — Ленинградская лесотехническая Академия. Он специалист лесного хозяйства, и работе в лесной отрасли, в том числе на руководящей работе, отдано более 30 лет. Переехав в Шую, пришёл работать журналистом в редакцию газеты «Шуйские известия». Мудрая Галина Андреевна Сурина произнесла сакраментальную фразу: «Выгнать всегда успеем!» И Олег начал работать, вгрызаясь в азы профессии. Первый свой репортаж, прокатавшись с работниками скорой помощи почти сутки, он переписывал от руки 6 раз, добиваясь, «чтобы читателям было интересно». Через год стал одним из лучших журналистов региона за цикл материалов в защиту экологии района. А потом ему показалось этого мало, и он потихоньку начал писать рассказы, о чём давно уже мечтал и немного пробовал.
Шапочно Олег Назаров и Борис Дороганов были знакомы давно. Но ближе познакомились, когда Олег начал робко, несмело писать свои рассказы. Требовались иллюстрации, а он боялся к кому-либо обратиться, опасаясь невзначай брошенной отрицательной рецензии на них.
Обратился к Борису. Долго — долго рассказывал, что бы он хотел увидеть. В конце концов набрался смелости и дал прочитать некоторые из них.
Отзыв Бориса оказался неожиданно приятным. Его заинтересовала работа. Единственное, что смущало Бориса, это то, что действие рассказов происходило в Сибири, а это, выражаясь театральными терминами, совсем другие декорации. Долго и кропотливо обсуждались все, казалось бы, незначительные мелочи быта сибиряков, их одежда, жилища, дворовые постройки. Рисовались эскизы, подсказки – в каких фильмах можно было увидеть нечто похожее.
И вот, в результате этой работы документально точно изображены в иллюстрациях ключевые моменты рассказов.
Оба участника остались удовлетворены работой друг друга. Борису нравилась интересная неординарная сюжетная линия и историческая подоплёка рассказов. Олегу же импонировал серьёзный подход художника к, казалось бы, мелким деталям.
Рассказы публиковались в таких солидных изданиях, как журнал «Всемирный следопыт», «Юный следопыт», «Юный натуралист». К сожалению, через некоторое время журналы закрылись, как и многие издания в России, из-за нерентабельности – люди перестали их читать. Или покупать стало не по карману.
А дальше была работа над большой повестью Олега Назарова «Беловодье». Документальные материалы для неё долгое время собирал отец – Вадим Васильевич, делал кое-какие наброски. Но объединить всё это в единый сюжет у него не было уже ни сил, ни желания. Он стремился всё это передать сыну. И опять долгие кропотливые обсуждения деталей сюжета с Борисом. Что выгоднее, эффектнее можно проиллюстрировать. Результатом явилась отдельно изданная книга в интересной мягкой обложке в виде карты уголка Сибири, в которой происходят исторические события повести.
Дружба Бориса Сергеевича и Олега Вадимовича росла и крепла. И однажды, после очередного конкурса Невинского, все друзья-художники по традиции собрались у нас. Отец — Вадим Васильевич, сам хоть и не выпивал совершенно, но очень любил эти шумные кампании. И всегда любил подбросить какую-нибудь идейку в их круг.
Вот и тогда, когда наши художники посетовали, что у владимирских хорошая реклама их работ, брошюрки, проспекты, продвигающие их работы,
Вадим Васильевич резонно заявил:

А вам кто мешает?

Так дорого, Вадим Васильевич!

Это одному, конечно, дорого! А вы вместе, вскладчину. И читателю будет интереснее, и вам не так накладно.

Так это ж какие деньги надо! Где же их взять?

А спонсоры на что, а и сами помаленьку внесёте. Вот вам и получится издание. Назовите его «Альманахом», придумайте название — и вперёд!
Вот так, озадачив всех присутствовавших, Вадим Васильевич помог начать свой путь «Околице».
Для отдела «Вернисаж», безусловно, был нужен грамотный консультант, и лучше Бориса Дороганова на эту роль трудно было бы кого-то найти. Он знал всё: авторов, технику, материалы, стиль письма. Энциклопедические познания в любой области, в какую бы сторону не повернулся разговор. С ним было интересно отправляться в поездки за новыми авторами. Авторы были покорены его познаниями. И, конечно, запалом и красноречием Олега Вадимовича, с которым он рассказывал о своём альманахе. Друзья всегда знали, что дома их ждёт Вадим Васильевич с подробнейшим докладом о результатах поездки, а также вкусный сытный обед.
Сам Вадим Васильевич возглавил раздел «Писательские посиделки» и общее руководство над воплощением своей идеи.
Чтобы не оставить в стороне от общих хлопот хозяйку дома, не оставить её только при грязных тарелках, мне стали понемногу поручать набор авторских текстов и фотографии. На рыбалку мы всей семьёй выезжали часто, вывозя на природу Вадима Васильевича. И, чтобы я не слишком уставала от безделья, поскольку я не рыбачила, мне вручали в руки фотоаппарат «Сони» — рабочую лошадку Олега, со словами: «На, иди работай! В «Околицу» нужны красивые снимки!»
Хорошее дело цифровой фотоаппарат! Я снимала всё подряд, надеясь, что вот это-то должно понравиться. Порой, снимая наугад, потому что солнце слепило объектив. Сначала мои снимки воспринимали молча, не ругали, терпеливо ожидая, когда из меня что-нибудь получится. Потом потихоньку начали хвалить, хотя я не понимала за что.
Ну вот, так я стала штатным фотографом альманаха. До сих пор не оставляет чувство, что они меня нарочно привлекли, чтобы я не обижалась за их шумные и многолюдные сборища.
Олег всегда старался продвинуть работы Бориса. В альманахе собраны практически все его работы. (Исключением является последняя работа, выполненная по заказу настоятеля Воскресенского собора отца Тихона, которая, видимо, и хранится у него). Для художника важно не только уметь красиво нарисовать, но и уметь красиво рассказать о своей работе. И Олег помогал ему в этом. Для участников альманаха «Околица» он организовывал выездные выставки. Начали мы с Южского Дома ремёсел, затем Южская школа искусств не единожды гостеприимно принимала картины и участников коллектива «Околицы», устраивала мастер — классы. По обмену опытом привозили туда работы детей из Ковровской художественной школы. Мы побывали с работами наших художников в Пучежском краеведческом музее, в лавке художников Аранжевый кот, в музее Фрунзе. Ну и конечно же, здесь, в стенах гостеприимного КЦ Павловский. И даже за пределами области. Чего стоило организовать выставку нескольких наших авторов в Ковровском краеведческом музее?! Выставка понравилась, звали и ещё, но хлопот!!!… Олег Вадимович учил скромных художников не бояться заявлять о себе. И по его стопам теперь смело идут и Сергей Архангельский, и Юрий Александрович Афанасьев, и Петр Васильевич Шевченко, и все наши художники. Наши околечники, мне так кажется, долгое время составляли основной костяк выставки памяти Л.К. Невинского. Совместные мероприятия на свежем воздухе давали пищу и желание создавать новые работы. А мотором всей этой деятельности был всё тот же мудрый и неугомонный, несмотря на возраст и многие болячки, Вадим Васильевич Назаров.
За это время Борис не раз бывал у нас дома. Они с Олегом были душой любой компании: вместе пели песни – Борис их знал бесчисленное множество, помнил все слова. Хорошим крепким баритоном с чрезвычайным выражением допевал каждую начатую песню. Порой уж и автобусы заканчивали ходить, а мы всё не могли перепеть всех песен.
В один из таких визитов – на день рождения своего друга Олега — он принёс самое дорогое, что у него было, — книгу художника Ивана Билибина. Это был его кумир в области изобразительного искусства.
И всегда, где бы мы не были, как бы поздно не заканчивались наши посиделки, он обязательно стремился к себе домой. Чувство верности и долга было в нём непоколебимо!
Вдова Назарова О.В. вернула этот дорогой подарок друга, эту памятную книгу художника Ивана Билибина внучкам Бориса Сергеевича, на добрую память о дедушке. Он очень любил своих внучек, души в них не чаял.
Ирина Петровна Болонкина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.