Завтра в нашей стране отмечается День работника сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности. А праздновать его будут люди, имеющие совершенно разные профессии: агрономы, инженеры, механики, водители, зоотехники, фермеры, руководители предприятий.
От качества и результата работы этих людей напрямую зависит и наша с вами жизнь — основные продукты питания производятся сельскохозяйственной отраслью. Вдумайтесь только: сельское хозяйство зародилось около десяти тысяч лет до нашей эры!? Знакомая всем нам с детства пословица — хлеб всему голова — хранит в себе глубокий смысл, над которым, к сожалению, мы перестали задумываться. А ведь для более чем четверти населения нашей планеты пшеница считается главной культурой в 89 странах. И ещё такой интересный факт: в Международной палате мер и весов в Париже хранится кубический метр чернозема. Он является эталоном плодородия, а образец почвы был взят с угодий под Воронежем в 1900 году и отправлен на Всемирную выставку, после которой его перенесли в Международную палату.
День празднования приходится на середину октября не случайно и имеет символическое значение. Испокон веков это время ассоциировалось с началом зимы, с первыми
заморозками и завершением полевых работ.
В этом году очень символично после Дня работника сельского хозяйства наступает Покров Пресвятой Богородицы. Это один из самых почитаемых праздников и важная дата православного календаря. Русская церковь вспоминает в этот день о чуде, свершившемся в 910 году во Влахернском храме Константинополя, когда городу угрожала опасность от войска сарацинов. Во время всенощного бдения св.Андрей Юродивый и ученик его узрели молящуюся Богоматерь, парящую в воздухе над прихожанами и распростершую над ними свой омофор — головное покрывало. Вдохновленные чудесным видением жители Византии изгнали врагов.
На Руси праздник Покрова Пресвятой Богородицы установлен был князем Андреем Боголюбским ещё в XII веке и с тех пор неизменно пользуется у всех православных особым уважением.
Осмысливая этот праздник, русский крестьянин выходил далеко за рамки его религиозного содержания: Покров — это начало нового сезона и, что гораздо важнее — граница между тёплой и холодной половиной года, между временем работы на земле (пахота, сев, прополка, жатва, уборка, заготовка) и временем потребления урожая. С Покровом менялся образ жизни людей и менялась природа: до Покрова — осень, за Покровом — зима. И за прошедшие столетия произошли колоссальные перемены нашего мира, но одно осталось неизменным: урожай собран, земля отдыхает, мы начинаем ждать весну. А пережить холода или непогоду нам всегда легче в домашнем кругу или в компании друзей, коими и являетесь вы — наши читатели.
«Моя мама — Евдокия Макаровна — родилась в 1938 году на Смоленщине,» — именно этими словами о родном человеке, начала рассказ Ольга Константиновна Волкова. Её дед — Макар Степанович — был работящим мужиком, в крепком хозяйстве которого имелись и коровы, и лошади. В сороковом году его арестовали по доносу односельчанина: мол, невозможно честным трудом жить так богато. «А на другой день пришли и забрали бабушку с двумя малыми детьми. Маме было два года, а её сестре Анне — четыре. Их вывезли в Сибирь, а что стало с отцом — можно только догадываться. Конечно, без слез вспоминать своё детство мама не могла: жили в землянке, спали на соломе и укрывались ей же. Потом наступил сорок первый год, и беженцев в их посёлке прибавилось». Когда закончилась война, бабушке Ольги Константиновны было разрешено вернуться на малую родину. Добиралась семья долго, на перекладных, но до пункта назначения так и не доехали. В дороге бабушка — Фаина Николаевна — познакомилась с семьёй, которая ехала в наши края, рассчитывая, что тут и с продуктами лучше, и война этих мест не коснулась. Вот так, кривая судьбы привела их на новое место.
Постепенно восстанавливалась жизнь огромной страны, и вместе с нею — жизнь отдельно взятой советской семьи. «Бабушка работала на фабрике, снимая угол у добрых людей. Мама с сестрой ходили в школу. Волшебной палочки у них не было: жизнь не стала в одночасье сытой и лёгкой, но осознание наступившего мира вселяло в каждого надежду и веру в будущее».
Пересказывая сюжеты маминой жизни, Ольга Константиновна настолько растрогалась, что её глаза время от времени наполнялись слезами. «Не даром говорят, что с возрастом становишься сентиментальнее,» — улыбается она, продолжая свой рассказ. Её родители познакомились через общих друзей, а когда поженились, то на дворе стоял 1958 год. К этому времени они оба работали на мебельной фабрике. Папа — Константин Иванович Бугров — вырос в многодетной семье, где помимо него было две девочки и три мальчика. А если к этому прибавить двоюродную и дальнюю родню, то вполне себе получалась приличная строительная бригада, с помощью которой и был построен родительский дом. Строительство шло полным ходом, а Ольге Константиновне к этому времени было уже два года. Через шесть лет у неё появится сестренка Наталья. Всю нерастраченную любовь отдавала своим двум племянницам, постоянно балуя подарками и вниманием, мамина сестра Анна, личная жизнь которой не устроилась, и своих детей у нее не было. «Бабушка была верующей женщиной и дочерей своих тоже крестила. И когда я слушала её рассказы про выпавшие на их долю испытания, то в них не было обвинений в чью-либо сторону или потока проклятий. А ведь за всем стояли конкретные имена, по чьей вине дед сгинул, а они мыкались. Я уже потом всё это анализировала, когда повзрослела и самой пришлось пройти через какие-то жизненные заварушки. И думаю, какой же силы была эта вера и любовь, это упование и доверие Всевышнему, что так достойно отвечать судьбе и продолжать жить в заданных обстоятельствах?»
Ольга Константиновна, закончив среднюю школу поступает учиться в наш пединститут. Далее её ждет распределение в сельскую школу. Эти годы были очень наивно-прекрасными для начинающего педагога — так с налётом романтизма охарактеризовала их моя собеседница. «У меня внутри было состояние собственной значимости и нужности этой стране, вера в то, что жизнь прекрасна и она всегда будет такой, а Московская Олимпиада подарила дух вселенской дружбы и любви. Ну, вот меня и унесло. Я уже вышла замуж, и мы вместе отправились в свадебное путешествие. А если серьезно, то поехали в Смоленск, где проживала бабушкина родня. Брак просуществовал недолго. Молодые жили в общежитии, и постоянные компании с выпивкой то на одном, то на другом этаже, где муж был завсегдатаем, не укрепили их союз. Ольга Константиновна разводится и переезжает в соседнюю Белоруссию. Там она первое время живёт у гостеприимной родни по линии деда, работает в школе, а свободное время путешествует по братской республике. Второй муж — Леонид Давидович — работал тренером по плаванию. Он был старше на пятнадцать лет, но никакие косые взгляды и осуждения не могли противостоять такой созидательной силе, как любовь. В «тридцать плюс» Ольга Константиновна станет мамой мальчика. Своего, такого желанного ребенка, родители нарекут Евгением. Казалось бы, самое время жить и радоваться, но звонок с работы супруга изменит все планы и ожидания — Леониду Давидовичу стало плохо, и приехавшая «скорая» не смогла ему помочь. В это время начался и политический хаос, охвативший некогда огромную страну. Ольга Константиновна с малышом приезжает к родителям, чему те были несказанно рады. Они окружили внука и дочь теплотой, заботой и помощью. Но времени, чтобы выдохнуть и расслабиться совсем не было — надо было зарабатывать, а не сидеть на шее у родных. «Не буду перечислять, за какую работу я только не хваталась тут, дома, а на выходные уезжала торговать постелькой в столичном переходе…»
После даже самой тёмной ночи наступает рассвет. А уж Ольга Константиновна, как никто другой, на примере своих самых родных женщин знает, что всё даётся нам по силам. Всего — то и надо — заполнить душу любовью, согреваясь ею и щедро делясь с другими. Вот уже не она, а сын и внуки заботятся о ней: навещают, помогают на огороде, вместе проводят отдых.
«Я всем желаю любви. Хочу, чтоб это слово очистилось от навязанных ему шаблонов, и каждый почувствовал тепло в области груди — знак, разливающейся там любви. Стремитесь к этому, поймите это. Только мы сами, а не психологи, коучи и им подобные, способны менять нашу жизнь!»
Елена Антошкина