У жизни нет секрета
Август всегда с грустинкой,
Как бы ни припекало…
Пусть он и с полной корзинкой,
Только этого мало.
В августе ценим каждый
Солнечный яркий день,
Все потому, что однажды
Осень набросит тень…
Вдруг полетят с паутинкой
Бабьего лета деньки…
Август всегда с грустинкой
Наносит на холст мазки.
Всего лишь неделя отделяет всех нас от завершения традиционного, ежегодного путешествия в лето.
Могу предположить, что для многих жителей нашей страны отношение к августу всегда было и есть каким-то особенным. И это не из-за каких-то конкретных событий. Скорее всего, это начинается у нас ещё с детства, так как именно август завершает самые длинные школьные каникулы и подготовку к новому учебному году. Месяц уже в юном возрасте навевал, лично на меня, какую-то грусть, и она была неосознанная, просто ощущалась. Август видится нам, как переходный этап, и ускользающая с ним безмятежность повторяется из года в год, вызывая смешанные чувства. Одни сожалеют, что отпуск получился неидеальным, а лето в целом оказалось не таким весёлым, как хотелось. Другие заранее переживают, что в сентябре придётся погрязнуть в делах и работать усерднее. Но ни первые, ни вторые не живут настоящим моментом. Они либо сосредоточены на упущенных возможностях, либо поглощены ожиданием обязательств, которые свалятся на них в обозримом будущем.
Да, лето стремительно подходит к концу, но сезон уютных свитеров и яблочного сидра ещё не наступил, так что не тратьте эти последние дни месяца на воспоминания и переживания о будущем — живите здесь и сейчас!
А вот как всем нам не терять это чувство реальности, рассказала Нина Витальевна Жукова.
Она родилась и выросла в нашем городе. Родители — Виталий Семёнович и Вера Борисовна Антипины — переехали из сельской местности в начале шестидесятых годов в город, где дальняя родственница бабушки выделила молодым для жилья чулан в своем небольшом доме. Мама к этому времени была беременна Ниной, и после её рождения вскоре устроилась няней в ясли, чтобы и малышке там дали место. Виталий Семёнович сменил несколько мест в поисках более высокой зарплаты и в итоге остановил выбор на Объединённой фабрике в слесарной мастерской. И тут, продолжая рассказ о своей семье, Нина Витальевна называет ее привычным для нас в другом использовании словом — народ. Объясняет она это тем, что, учась ещё в школе, запомнила его этимологию (слово «народ» образовано бессуффиксальным способом от слова «народить», которое, в свою очередь, образовано приставочным способом от глагола «родить». Это слово общеславянское и означает «всё, что народилось»). То есть всех своих родственников она величает не иначе, как мой, наш народ. А его, народа, по линии мамы и папы было и впрямь много, и именно он помог молодой семье, как это и принято было у наших предков — всем миром — построить своё жильё. И конечно, их новый дом, всегда был полон народа, без которого не обходился ни один праздник. У Нины Витальевны есть младший брат Иван, с которым у неё с самого детства случились очень тёплые отношения. Сначала старшей сестре приходилось опекать малыша, а впоследствии брат стал для неё надёжным плечом. Родители помимо работы вели хозяйство и в разное время держали то кур, то кроликов. И вот забота о пушистых зверьках доставляла детям большое удовольствие. Не то, чтобы им нравилось чистить их клетки, но вот выпускать гулять в загон, гладить, кормить и показывать своим друзьям было их с братом любимым делом.
Нина Витальевна, получив школьный аттестат, поступила в наш институт, а по окончании уехала работать в деревню учителем математики. Жила она в этот период у чудесной, доброй бабушки Клавдии Григорьевны, которая олицетворяла для юного педагога целое поколение людей, всю свою жизнь привыкших трудиться — это они ковали Победу в тылу, приближая её с каждым днём. Маленькая, шустрая женщина не делала разграничений между своими внуками, которые постоянно заполняли её дом, и юной квартиранткой. Нина Витальевна воспринимала это подарком судьбы и считала, что именно так последняя восполняет в её жизни отсутствие бабушки, ушедшей из этого мира очень рано. Ну а ещё, именно в эти годы она была влюблена, причём взаимно. Нескончаемым потоком шли письма от неё к нему и обратно. Анатолий Владимирович был родом из Краснодарского края и, подружившись с нашим земляком во время прохождения службы в армии, приезжал к нему на свадьбу, где и познакомился со своей будущей женой.
Служивший в строительных войсках, супруг Нины Витальевны всю свою жизнь связал со стройкой, возводя значимые объекты по всей стране. Свадьба была на родине мужа в станице Веселая, где молодые и стали жить. Забеременев, Нина Витальевна приехала к своим родителям, а супруг в это время был в командировке. Первый сын Владимир был назван в честь деда и появился на свет в Шуе. Нина Витальевне было удобно и спокойнее жить дома, у своих, чем оставаться со свекровью в частое отсутствие мужа. Из школы она ушла, но пыталась время от времени работать то воспитателем, то библиотекарем, в итоге сведя всю деятельность к роли домохозяйки и воспитателю своих детей, которых уже было трое — вслед за сыном родились дочки Маша и Катя.
Сейчас в доме Жуковых не утихают детские голоса: это внуки гостят у бабушки с дедушкой. Средняя дочка после школы уехала учиться в Краснодарский край, вышла там замуж, где и живёт с семьёй по сей день, а её брат и сестра – тут, рядом.
Оглядываясь на пройденный путь, где были и потери, и разочарования — Нина Витальевна уж точно понимает, что это был опыт, без которого её, как личности, не возможно представить. Только в сравнении и в осознании данных нам испытаний, может расти, взрослеть и понимать данность бытия человек. «И раз за разом у тебя будто всё шире раскрываются глаза, а душа наполняется неимоверной любовью к этому несовершенному, казалось бы, миру, в котором всё гармонично и взаимосвязано,» — такими философскими «открытиями» делилась моя собеседница после часового разговора о быте и семье. «И нет никакого великого секрета в самой жизни или воспитании детей, а есть твое восприятие окружающего — надо только захотеть видеть подсказки и знаки, которые постоянно присутствуют вокруг нас, если относить наше присутствие в этом мире, как к чуду. Замедляйтесь, смотрите по сторонам, замечайте эти знаки и вам откроется дивное!» — такое пожелание всем нашим читателям передаёт Нина Витальевна.
А мы, следуя её совету, замедляемся и впитываем последние августовские денёчки.
Давайте делать всё, что ассоциируется у нас с летней порой, и получать от этого удовольствие. Если это не избавит кого-то от хандры, то хотя бы облегчит её.
Попробуйте с пользой провести время в одиночестве. Осознайте и прочувствуйте момент «здесь и сейчас» и будьте в нём. Пока позволяет погода, отправьтесь на природу, послушайте её. А ещё, можно уже придумать список приятных вещей, которые вы хотите сделать этой осенью. Например, прыгнуть в кучу собранных листьев, посидеть у камина с чашкой горячего какао или сходить за грибами. Вспомните, что осень — прекрасная пора для новых приключений. А чтобы лучше и глубже понять загадку, которую таит в себе последний месяц лета — почитайте классиков — не случайно они так часто обращали свой взор именно к августу:
Выйди в сад… Как погода ясна!
Как застенчиво август увял!
Распустила коралл бузина,
И янтарный боярышник — вял…
Эта ягода — яблочко-гном…
Как кудрявый кротекус красив.
Скоро осень окутает сном
Теплый садик, дождем оросив.
А пока еще — зелень вокруг
И вверху безмятежная синь;
И у клена причудливых рук —
Много сходного с лапой гусынь.
Как оливковы листики груш!
Как призывно плоды их висят!
Выйди в сад и чуть-чуть поразрушь, —
Это осень простит… Выйди в сад.
Игорь Северянин
Август 1909
Елена Антошкина