В рубрике «Православие» мы нередко рассказываем об иконах Божией Матери, их истории, значении, канонах написания. Сегодня, уважаемые читатели, мы познакомим вас с иконой «Неупиваемая чаша», празднование которой приходится на 18 мая по новому стилю (5 мая — по старому).
Замечательный русский бытописатель Иван Сергеевич Шмелев так повествует о чудотворной иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша»:
«…Тянутся по лесным дорогам к монастырю крестьянские подводы. И за сотни верст везут сюда измаявшиеся бабы своих близких — беснующихся, кричащих дикими голосами и порывающихся из-под веревок мужиков звериного образа. Помогает от пьяного недуга “Неупиваемая Чаша”. Смотрят потерявшие человеческий образ на неописуемый лик обезумевшими глазами, не понимая, что и кто Эта, светло взирающая с золотой чашей, радостная и влекущая за Cобой, и затихают. А когда несут Ее тихие девушки, в белых платочках, следуя за “престольной”, и поют радостными голосами, — падают под Нее на грязную землю тысячи изболевшихся душою, ищущих радостного утешения. Невидящие воспаленные глаза дико взирают на светлый лик и исступленно кричат подсказанное, просимое: “Зарекаюсь!” Бьются и кричат с проклятиями кликуши, рвут рубахи… и исступленно впиваются в влекущие за собой глаза. Приходят невесты и вешают розовые ленты — залог счастья. Молодые бабы приносят первенцев, и на них радостно взирает “Неупиваемая”. Что к Ней влечет — не скажет никто: не нашли еще слова сказать внутреннее свое. Чую только, что радостное нисходит в душу».
В своей чудесной повести под тем же названием Шмелев передал одну из легенд об иконе «Неупиваемая Чаша», согласно которой написал этот образ некий крепостной мастер Илья. Доподлинная же история об этом умалчивает, хотя нынешней своей известностью чудотворная обязана во многом именно этой повести — а главное, конечно, своею благодатною силой исцелять от пьяного недуга.
История образа
Монастырская летопись хранит в себе предание о чуде. Митрополиту Алексею во время молитвы перед образом Владычицы Богородицы было дано повеление от самой Пречистой. От иконы «Неупиваемая чаша» в Серпухове раздался глас, наказывающий построить монастырь «во имя Моё … в пределах града Серпухова; тамо бо возлюбих место на спасение многим душам человеческим».
Келейником у св. Алексея в то время служил схимник Варлаам, по преданию он был «пустынножитель». Его и отправил митрополит, чтобы найти место для будущего монастыря. Белокаменную обитель поставили в небольшом подмосковном селении Серпухове, монастырь был назван Владычним, во имя Владычицы Богородицы и Введенским, по Её двунадесятому празднику. Произошло это в 1360 году.
История получила продолжение в 1887 году. И связана она с жизнью одного отставного солдата Тульской губернии, который беспробудно пил и не мог бросить, несмотря на постигшую его нищету и болезни. От пьянства у него даже отнялись ноги, но он продолжал пить. И вот однажды этот опустившийся человек увидел сон, в котором ему явился старец, повелевший отслужить молебен перед иконой Божией Матери в Серпухове – во Владычнем монастыре.
Не сразу пошел в монастырь этот человек: и денег нет, и ноги не ходят. Но сон повторился еще 2 раза, тогда уже пополз пьяница в монастырь на четвереньках. В монастыре никто не знал иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» и не мог подсказать, перед какой иконой служить молебен. Тогда кто-то предположил, что речь идет об иконе с изображением Чаши, которая висит в проходе из соборного храма в ризницу. На обратной стороне иконы действительно увидели надпись: «Неупиваемая Чаша»!
Знаменательно и то, что, подведенный к раке преподобного Варлаама, старый солдат тотчас узнал в нем того благолепного старца, который пришел к нему во сне и повелел идти к Владычице за исцелением от окаянного недуга.
Новообретенный образ был перенесен в храм и перед ним совершен молебен. Из Серпухова бывший пьяница возвращался совершенно здоровым. Он получил не только исцеление больных ног, самое главное — он перестал испытывать непреодолимую тягу к губительной чаше вина. Скоро эта благая весть вышла за стены обители, и к новоявленному образу стали приезжать толпы людей из города Серпухова, а потом и со всей Руси.
Каноны написания
Божия Матерь на иконе «Неупиваемая Чаша» изображается в высоком священническом и царственном достоинстве. Богородица написана в «живоподобной» манере, фронтально, примерно по пояс. Лик развернут к смотрящему, руки изображены поднятыми и слегка разведенными в стороны, как бы обнимающими. Жест поднятых в молитве рук в христианской традиции описан в Ветхом завете, именно так молился пророк Моисей Боговидец. Этот архетипический образ предстояния пред Господом можно увидеть на многих иконах Богородицы.
В самом центре иконы находится Потир, Чаша Причастия, со стоящим в ней младенцем Христом, повторяющим абрис Богородицы, его руки тоже подняты, но уже в благословляющем жесте.
Эта богородичная иконография известна примерно с четвертого века, настенные фресковые изображения этого извода (разновидности установленного канона), найденные в римских катакомбах, носят имя «Оранта», что означает в переводе с латинского «моление». Ещё одно толкование термина — «Нерушимая Стена» — часто используется, чтобы подчеркнуть заступничество Богородицы за человека.
В России одна из самых древних икон этого извода датируется началом двенадцатого века, находится в Нижнем Новгороде.
Значение иконы
Икона раскрывает нам глубокий смысл литургии. Богородица здесь символизирует Церковь — Царицу Небесную, она как бы указывает на Христа, Святое Причастие — неупиваемую, то есть вечную, нескончаемую Чашу — благодатное средство спасения, данное нам Богом. Также прослеживается строгая иерархия изображения.
В любой художественной плоскости именно центр изображения является наиболее сакральным местом. Здесь в центр иконной композиции помещен Христос-Причастие, а Богородица как бы обрамляет Его своим омофором (плащом), выступая хранительницей Евхаристии. Икона говорит нам: когда вы молитесь возлюбленной Матери Господа, вы молитесь и самому Богу.
Интересно, что на предшественнице этого образа, иконе Никейской (или Никопейской), присутствовало также и изображение храма. Возможно, что с развитием христологического учения о Богородице как о Храме Божием этот образ был переосмыслен иконописцами. Она становится не просто «Стеной Нерушимой», для Церкви, а ее символом. Часто повторяется извод, на котором Богородица изображается в короне, что является коннотацией с образом Царицы Небесной — Церкви.
Списки иконы
В 1919 годам Серпуховская обитель была закрыта, а икону передали в кафедральный Никольский собор, где она и пробыла вплоть до 1929 года. По воспоминаниям современников, с иконы успели сделать до восьми точных списков. Впоследствии многие иконы из Никольского храма были уничтожены, а чудотворный образ утрачен.
Бытование образа возобновилось в середине восьмидесятых годов двадцатого века, в Серпухове было вновь создано православное братство, с еженедельным чтением акафиста «Неупиваемая Чаша». А в 1995 году во вновь открытом Серпуховском Владычнем монастыре по уцелевшему старинному фото была создана копия иконы. По нему нам известно, что первая икона была писана в академической манере, с «живоподобным» ликом Пречистой Девы.
Так чудесная история получила свое продолжение в наше время. В современной летописи Серпуховской обители зафиксировано несколько десятков свидетельств помощи Пречистой, а также слов благодарности от людей, которые получили благодатную помощь, обратившись к иконе Богородицы «Неупиваемая Чаша». Временами икона мироточит.
Ещё один список с утраченной после революции иконы с 1993 года также находится в Серпухове, в Высоцком монастыре, он считается чудотворным. Там же был составлен красивейший акафист Богородице перед образом «Неупиваемая Чаша».
Церковное празднование образа Божией Матери «Неупиваемая Чаша» совершается 18 мая. В этот день во многих храмах проводятся праздничные молебны и читаются акафисты в честь этого образа.
Исцеление от недуга пьянства
Православие считает пьянство особенным, очень разрушительным грехом, а значит, болезнью духовной. Это яркий пример того, как язва души влияет на всю жизнь человека, заставляя страдать и его, и близких ему людей.
К иконе «Неупиваемая Чаша» обращаются с просьбами об избавлении человека от пагубных страстей: винопития, наркомании, игромании и других видов зависимости. Просят Матерь Божию у этого образа и об исцелении других недугов, как душевных, так и телесных.
И, как в борьбе с любым другим грехом, учит Церковь, здесь очень важно понимать, что его можно преодолеть, только прибегнув к помощи Божией. Господь посылает людям свою благодатную помощь и через заступничество Богородицы в ответ на их просьбы и мольбы. Икона Богородицы «Неупиваемая Чаша» — одно из многих средств, явленных Господом людям в заботе о их спасении.
Материал подготовила Анастасия Артемова по материалам интернет-сайтов. Фото из открытых источников в интернете