Приближающийся праздник Пасхи у нас всегда ассоциируется с куличом. Высоким, сдобным, политым сверху шоколадной помадкой или сладкой глазурью, а иногда и с возвышающимися сверху буковками из яркой мастики — ХВ. Именно такие куличи православные приносят сегодня, в Великую Субботу, освящать в церковь. Но всегда ли куличи были такими? Конечно, несколько веков назад традиционная русская выпечка такой быть не могла. Да, кулич всегда был праздничным изделием, делался из высококачественной и поэтому не слишком дешевой муки, но по вкусу он напоминал тогда своего «близкого родственника» — калача.
Калач – кулич. Как предполагают исследователи языка, это созвучие, скорее всего, случайно. Ведь слово «калач» — это производное от славянского «коло» (круг, колесо, кольцо). Буква «а» появилась в результате падения редуцированных гласных и закрепления «аканья» на письме. А слово «кулич» пришло к нам из греческого языка и означает «хлеб круглой или овальной формы». Хотя, справедливости ради, надо отметить, что некоторые ученые придерживаются гипотезы о том, что оба эти названия происходят от более древней словоформы, означающей «круглый».
Интересно, что даже традиция выпекать круглый пасхальный хлеб не русская, она пришла к нам с крещением Руси из древней Иудеи. В Библии нельзя найти никаких упоминаний о куличе, потому что кулич – это относительно недавнее кулинарное изобретение, как считают исследователи, он появился в XIX веке.
Прообразом кулича принято считать пасхальный греческий хлеб артос, первые упоминания о котором датируются XII веком. Это закономерно, поскольку православное христианство пришло на Русь из Греции и принесло с собой греческие традиции, одной из которых и является печь на праздник Пасхи пасхальный хлеб артос. И, если кто не знает, в наших православных храмах пекут и освящают именно артос. И именно артос имеет главенствующее значение на пасхальных службах.
Ну а как же кулич? Кулич, в отличие от канонического артоса, — это всего-навсего домашний пасхальный хлеб, который, начиная с XIX века, хозяйки выпекают к празднику Воскресения Христа.
Хотя артос также трудно назвать каноническим пасхальным хлебом, ведь Иисус Христос на трапезе с апостолами ел вовсе не артос, и уж тем более не кулич, а обыкновенную пресную еврейскую мацу. И в своем послании ученикам Иисус завещал на Пасху есть именно пресную мацу, а не сдобные дрожжевые куличи: «В первый месяц (Нисан), в четырнадцатый день месяца, вечером Пасха Господня; и в пятнадцатый день того же месяца праздник мацы (праздник опресноков) Господу; семь дней ешьте мацу (опресноки)» .
Таким образом, и артос, и кулич (иногда его называют паской), являются просто образами пасхального хлеба, адаптированного к нашим традициям.
Некоторые ученые считают, что прообраз кулича – вовсе не артос, а существовавший на Руси еще в дохристианские времена весенний обрядовый хлеб, тоже круглой формы. Его славяне выпекали к весеннему празднику Солнца. Это так называемая перепеча – открытый пирожок из теста, в середину которого клали разную начинку – творог, грибы или ягоды. Перепеча пеклась в печах, способом подовой выпечки на нижнем слое свода печи или на противне. И лишь в XIX веке перепеча уступила место куличу.
Свою современную высокую форму кулич приобрел в те же времена. Произошло это благодаря ромовой бабе, которая была завезена в Российскую империю из Франции. Ромовая баба полюбилась россиянам, и с середины XIX века стала привычным десертом на русском столе. Постепенно она приобрела образ современного пасхального кулича, вытеснив навсегда перепечу.
Рубрику ведет Анастасия Артемова. Фото из открытых источников в интернете