В этом заголовке нет никакого преувеличения. Как ещё можно назвать человека, в руках которого оживает холодный кусок глины, превращаясь в чашку, из которой мы пьём чай, в смешного кота из известного мультфильма, в загадочный сосуд с секретом…

Мой собеседник родился на Украине. В разные годы жил и на Украине, откуда родом его мама, потом в Чехословакии и в Германской Демократической Республике, где служил его отец, а в наш город они переехали в девяностых годах прошлого века, когда из ГДР в Шую была переведена 112 гвардейская бригада.

– Окончил сорок второе училище по специальности «слесарь», – неторопливо рассказывает Абдула, – а дальше надо было думать, чем зарабатывать на жизнь. Несколько лет ремонтировал мопеды и скутеры – был период (до того, как на них ввели обязательные «права»), когда они были очень распространены. Ездили на них буквально все, от школьников до пенсионеров, поэтому мои услуги были востребованы. Но, во-первых, это сезонная работа, и с наступлением зимы я оставался без дохода, а во-вторых, когда на них ввели обязательные водительские удостоверения, интерес к мопедам резко упал. Нужно было искать что-то другое.

Мастер - золотые руки, изображение №1

Сначала думал заняться столяркой. Конкуренция в этом деле в городе, конечно, серьёзная, но и потребность в качественных столярных изделиях достаточно высокая и стабильная. Но после того, как две зимы отработал в мастерской «Шуйский иконостас», от этой идеи отказался – слишком шумное производство, чтобы заниматься им у себя дома, да и потребление электроэнергии высокое.

Решил попробовать заняться гончарным делом, керамикой. Может быть, на такой выбор повлияло то, что отец родом из Дагестана, а там гончарное искусство – одно из самых древних национальных ремёсел, существующих многие столетия. Познакомился с шуйскими гончарами, посмотрел, как у них дело поставлено, что выпускают, прикинул, что продаётся, что пользуется спросом. Вот так десять лет назад и появилась у меня гончарная мастерская.

Мастер - золотые руки, изображение №2

Делал за эти годы и сувениры различные, и посуду, и игрушки – словом, всё, что можно делать из глины. Но если говорить о предпочтениях, то сувениры я, откровенно говоря, не очень люблю. Ну, что такое какой-нибудь магнитик? Ты его делаешь, стараешься, частичку души в него вкладываешь, а его купили, прилепили на холодильник и забыли, а то и вовсе через месяц выбросили. Мне нравится делать вещи, которые могут служить человеку долгое время, радовать его и напоминать о мастере, который сделал эту вещь, о месте, где она куплена.

Только после этих слов я обратил внимание на то, что всё вокруг – и чашки, из которых мы пьём чай, и чайники, и конфетница – всё это какое-то особенное, не похожее на то, что видишь на полках магазинов.

Мастер - золотые руки, изображение №3

– Всё это наше, сделанное своими руками, – говорит Абдула. – Сначала занимался сам, потом и жена заинтересовалась, стала помогать в свободное от основной работы время. Она по профессии фармацевт. Больше десяти лет проработала в аптеке, но недавно уволилась, и сейчас керамика – наше семейное дело.

– В керамике, как и в любом искусстве, множество своих правил, законов мастерства, профессиональных секретов. Лишь познав их, можно стать настоящим мастером. Это только со стороны кажется, что всё просто – взял кусок глины и на гончарном круге вылепил из него что-то. А за всей этой кажущейся простотой — знание того, какую глину лучше взять, как её подготовить к работе, как сушить изделия, чтобы не трескались и не теряли форму, как глазурь приготовить. А узоры, рисунок, цветовая гамма – это тоже целая наука. Ведь не только у каждого народа, но и в каждом регионе своё сочетание цветов, свой узор, – приоткрывает он некоторые свои профессиональные секреты. – Вот, например, чайная посуда. Практически все наши производители делают её из белой глины.Ту, с которой я работаю, добывают на Донбассе в районе Славянска. Жёлтая глина – гжельская. Я заказываю её маленькими партиями через интернет. Состав глазури тоже у каждого серьёзного производителя свой, эксклюзивный, и хранят такие профессиональные секреты не хуже, чем секреты лака Страдивари. Хотя есть, конечно, какие-то основные, общие правила и ингредиенты. Можно приобретать глазурь готовую, но это очень дорого, поэтому мы её делаем сами.

Мастер - золотые руки, изображение №4

Абдула показывает свои изделия, а я замечаю у него за спиной небольшой самодельный мольберт.

– Хочу научиться рисовать, – говорит он, показывая выполненный углём рисунок. – Собирался поступить в наш университет на факультет искусств, но его закрыли. Брал уроки рисования у знакомых художников. Недалеко от нас дом Бориса Сергеевича Дороганова. Мы с ним были знакомы, он объяснял мне уроки композиции, другие основные правила живописи, но несколько месяцев назад он умер. В Шуе очень сильная Детская художественная школа — может быть, похожу на занятия туда.

Мы проходим в мастерскую. Здесь, на стеллажах, множество заготовок и уже готовых, дожидающихся росписи изделий. Среди них замечаю какой-то необычной формы сосуд из белой глины.

–Примерно год назад купил книгу Анатолия Калинина «Русские и зарубежные сосуды с секретами». Захотелось попробовать что-то подобное сделать самому, – поясняет Абдула.

Мастер - золотые руки, изображение №5

Он показывает мне оборудование мастерской. Электрическую печь для обжига, гончарный круг. Но самое главное не покажешь. Самое главное – это руки мастера, его голова, его душа, частичку которой он вкладывает в каждое своё изделие. И этому невозможно научить ни в каком вузе. Всё, что знает и умеет, всех вершин творчества (а дело, которым занимаются Абдула и его жена, безусловно, творчество), он достиг сам. Неслучайно ещё Лев Николаевич Толстой писал, что из всех известных видов образования выше прочих он ставит самообразование, те знания и навыки, которые человек получает осознанно. Работы шуйского мастера охотно покупают шуяне и гости города, их знают в Плёсе и в Кинешме, в Палехе и в Суздале.

За многие годы работы журналистом мне посчастливилось встретиться, познакомиться, а часто и подружиться, со многими замечательными, интересными, увлечёнными людьми. Мастерами в самом высоком смысле этого слова. Мой новый знакомый – мастер гончарного искусства Абдула Шапиев — один из таких людей.

Олег НАЗАРОВ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.