5 октября вся страна отмечала День учителя. Учитель – это, несомненно, одна из самых сложных, но очень важных профессий. Кто чаще всего становится учителем? Те, кто мечтал об этом с детства, для кого примером для подражания стала первая учительница или классный руководитель в старших классах. А вот Илья Алексеевич Мишуров, учитель информатики МОУ «Перемиловская средняя школа», оказался в профессии случайно. Но, возможно, его профессиональный путь для кого-то окажется показательным и исчезнет стереотип, что работа в школе не очень подходит для мужчин.
В 2021 году Илья Алексеевич стал обладателем премии, вручаемой лучшим учителям за достижения в педагогической деятельности (утверждена Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным). О своем пути в педагогическую профессию, о трудностях, радостях, учениках, признании и многом другом он расскажет нашим читателям.

Илья Алексеевич, здравствуйте. Начнем наше интервью, наверное, с традиционного вопроса к учителю : почему педагогика?

— Здравствуйте. В профессию пришел 5 лет назад, успев поработать в других сферах. Сложно сейчас сказать, осознанно ли это было. Думаю, осознание пришло позднее. Я закончил Шуйский педагогический вуз, но по технической специальности. Моя первоначальная профессия — системный администратор. Переломным моментом для меня стала работа в детском подмосковном лагере «Искорка», куда поехал работать звукооператором. Получилось так, что вожатая одного из отрядов уехала и мне неожиданно для себя пришлось ее заменить. Так я получил свой первый опыт работы с детьми. Мне понравилось. Поэтому, когда появилась возможность попробовать себя в роли учителя в школе, я долго не раздумывал. В роду педагогов не было. Мои родные предполагали, что я буду работать по своей специальности, связанной с компьютерами. Ну если так подумать, они не сильно ошиблись. Я учитель информатики. Несмотря на то, что стал я учителем, можно сказать, случайно, уверен, что это очень удачная случайность.
Еще 10 лет назад в некоторых школах даже компьютеров не было. Но тогда тоже была информатика, только очень примитивного уровня.

Современные дети намного развитее нас. Это закономерно, ведь они живут в век очень быстрого технического прогресса. Чем их сегодня можно удивить на уроке информатики?

— На самом первом занятии, когда у ребят начинается мой предмет в 5 классе, я задаю им вопрос: «Что такое информатика?» Чаще всего получаю ответ, что это «наука о компьютерах». И тут я их поправляю: «Не о компьютерах, а об информации». В наше время огромные возможности по работе с информацией. Тут уже не просто текст в учебнике и редкие картинки. По сути, учебный процесс превратился в игру: посмотри видео и ответь на вопросы, прослушай аудиосообщение и выдели основную мысль, посмотри на изображения и убери лишнее. Мне, как человеку, у которого основной инструмент в работе — компьютер, легче всех создать ребенку эту игру. А игры дети любят.

Программа каждый год одинаковая, скажем, для 5-го класса? Или классы настолько разные, что приходится адаптировать ее под конкретных детей?

— Программа меняется. Не каждый год, но меняется. Внедряются новые учебные стандарты. Мы никогда не стоим на месте. Под разные классы тоже приходится адаптироваться. Скажем, дети, которые учились 5 лет назад, и дети, которые учатся сейчас, — совершенно разные. У них разные интересы, разная манера общения, разное восприятие окружающей действительности. Сильных изменений в содержании программы нет, меняется подход.

Знаю, что Вы еще занимаетесь с ребятами в системе дополнительного образования – кружки при школе, а также «Школа юмора» — новый Ваш проект. Есть ли разница, где работать с ребенком – в школе или в системе дополнительного образования? Где труднее? Где интереснее?

— Скажем так, это новый старый проект. У меня были две детские команды КВН, которые неплохо себя показывали на уровне области, но ребята выросли, закончили школу. Вот теперь делаем третью попытку. Разница в работе, естественно, есть. Дополнительное образование предназначено в большей мере для воспитания. Если на уроке есть рамки, то в условиях дополнительного образования эти границы не такие явные. Педагог не мыслит критериями. Свободы больше. Где интереснее? По-своему и там, и там. Для меня это больше вопрос переключения. Борюсь с выгоранием. Меняю деятельность. Где труднее? Наверное, в школе. Ответственности больше.

Влияет ли оснащение школы на мотивацию учителя сделать уроки интереснее, что-то эдакое придумать, разработать новую программу и т.п.? В Перемиловской школе, несмотря на то, что она сельская, оснащение фантастическое. Это помогает в работе?

— Совру, если скажу, что нет. Мне кажется, я иногда больше детей радуюсь такому оснащению. Помогает безусловно. Как я говорил ранее, текст с картинками – это прошлый век, а мы — цифровое общество и должны ему соответствовать. Часто общаюсь с коллегами и из области и из других регионов, рассказываю им о наших возможностях. Мне отвечают: «А мы вот до сих пор только мелом пользуемся». Очень мотивирует, когда ты можешь идти в ногу со временем.

5 октября были объявлены результаты конкурса среди педагогов Ивановской области. Вы вошли в пятерку победителей. Что это был за конкурс? Сложно ли было выдержать достойную конкуренцию? Чем удивляли жюри?

— Это был конкурс на присуждение премий лучшим учителям за достижения в педагогической деятельности. Данный конкурс проходит каждый год. Выбирают 1000 лучших педагогов по всей стране. Любой конкурс для педагога – это испытание, потому что ему приходится совмещать свои основные обязанности с подготовкой. Основной задачей участников было представить свои достижения за последние три года. Критериев много: и учебные показатели, и внеурочная работа, и непрерывное повышение квалификации. Готовил документы 2,5 месяца. Иногда с работы уходил в 8-9 вечера. Конкуренция, действительно, была очень серьезная. В основном, участвовали педагоги с внушительным стажем работы. Ставил перед собой задачу достойно представить свое образовательное учреждение, продемонстрировать свой опыт. Очень рад, что все старания не зря.

Хочется поблагодарить администрацию Перемиловской школы и лично завуча Большову Наталью Валентиновну за поддержку и веру. Это командная победа.

Насколько важно участие загруженных работой педагогов в конкурсах профессионального мастерства? Что дают такие конкурсы?

— Опыт. В первую очередь опыт. Педагог должен постоянно учиться и развиваться. Если он перестанет это делать, он станет неактуальным и неинтересным. Как любой спортсмен, развивающий свои физические данные, учителя познают новые методики, и, как любой спортсмен, принимают участие в соревнованиях, чтобы узнать, насколько правильно они это делают. Конкурсы профессионального мастерства позволяют оценить свой уровень и наметить дальнейшую траекторию развития. Ну и не буду лукавить, это неплохо отражается и на материальном состоянии.

А каким должен быть современный учитель?

— Не алчным. Эта профессия не про легкий заработок. Учитель — это про радость за детские успехи.
Современным. С детьми гораздо проще найти общий язык, если вы на одной волне.
Веселым. Любого человека можно расположить к себе, лишь рассмешив его.

Хорошим профессионалом. Знания – это инструмент учителя.
Илья Алексеевич, редакция газеты от всей души поздравляет Вас с победой на престижном конкурсе. Желаем Вам успехов на профессиональном поприще и, конечно же, высоких достижений и благодарных учеников!

— Спасибо.

Материал подготовила Светлана Воробьева

Ученики МОУ «Перемиловская СШ» об учителе:
Настя, ученица 11 класса:
— На уроках Илья Алексеевич всегда с улыбкой на лице. Он умеет пошутить, иногда даже выражается фразами из фильмов. Мне нравятся его уроки.

Максим, ученик 6 класса:
— Илья Алексеевич очень хороший учитель. Он отлично преподает свой предмет. У нашего класса все получается. На уроках всегда интересно, весело. Он добрый, умный. На него многие ребята хотели бы быть похожими.

Милана, ученица 8 класса:
— Учитель нас всегда понимает, он с нами на одной волне. При этом строгий и справедливый.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.